X-CAR.NAROD.RU

История | Ссылки | Контакты
Аэрография | Аэродинамика | Турбонаддув | Нитро | 402 метра | История |
Аудио и Видео | Акустика | Подсветка салона и кузова |
Sparco | Recaro | Pro-Sport | Brembo | Sachs | Nokian | Champion
ВАЗ-11113 "ОКА" | ВАЗ-2107 | ВАЗ-2109 | ВАЗ-2110 | ГАЗ-3110 "Волга" | ГАЗ-322132 "ГАЗель" |
Mazda RX-8 | Porsche Boxster |
ДПС и Водитель | "Блатные" номера |
subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link
subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link

Краш-тест ВАЗ-11113 "ОКА"

ВАЗ-11113 "ОКА"

1996 г.

Подсчет суммарного замедления головы водителя показал, что максимальное значение перегрузки достигло 94 g (g - это ускорение свободного падения). Но это еще не так страшно, поскольку теоретически допускаются кратковременные пики до 120. Но вот за период в 3 мс результирующее замедление достигло величины 89, а за период в 20 мс составило 83, - а это уже "криминал". При этом, кстати, максимальное замедление кузова на левом пороге не превышало 51! Почему же "погиб" манекен?
Причин несколько. Во-первых, виновата конструкция кузова. Дело в том, что передних лонжеронов у Оки, по сути дела, нет - передняя панель держится на брызговиках, а двигатель и подвеска закреплены на подрамнике из стальной трубы. И получается, что аккумулировать энергию в передке просто нечему - брызговик сминается легко и быстро, подрамник просто загибается, попутно делая еще одно черное дело - передавая через резинометаллический шарнир усилия на пол в зоне ног. Пожалуй, деформация пола - это единственная серьезная энергоаккумулирующая стадия смятия кузова Оки. Но вот беда - пол вминается внутрь и толкает ноги водителя, они уходят коленями вверх, а это грозит переломами и стоп, и голеней. А коленям и так достанется: накачанная "запаска", которая у Оки располагается под капотом прямо перед водителем, вносит свою лепту во вздыбливание приборной панели навстречу коленкам. Кстати, педали от удара тоже поднимаются вверх.
Во-вторых, сиденья под действием сил инерции сместились вперед, согнув хилые короба полика: правое - на 55 мм, а водительское - на 150 мм. И пространства для ног водителя осталось всего ничего - 17 сантиметров! В-третьих, ремни безопасности сильно растянулись, позволив телу резко сложиться вперед. Вообще-то, ремни должны растягиваться - их относительное удлинение под нагрузкой в 1000 кг нормируется в пределах 12-16%, но реально получается раза в два больше. А потом, они срабатывают не сразу - сначала защемляется механизм, потом вытягивается катушка...
Итак, картина получается невеселая. Столкнувшись с препятствием на скорости 50 км/ч левой стороной, годовалая Ока наверняка сильно травмирует, и, весьма вероятно, убьет своего хозяина. И то, что кузов "пошел" несильно, что справа целы аккумулятор, фара и двигатель, а корпус коробки передач, похоже, чуть-чуть треснул, уже никого не утешит.
Кстати, удар выявил еще некоторые особенности Оки. Например, краска облетает с погнутого металла как луковая шелуха - грунт не держится на поверхности.
Конечно же, наш тест - не сертификационные испытания. Автомобиль был не новым, а удар с перекрытием не предусмотрен действующими стандартами. Наша цель - выяснить, насколько безопасен тот или иной автомобиль при столкновении средней тяжести, и мы это начали делать. Конечно, если бы у Оки были развитые передние лонжероны, если бы лучше работали ремни безопасности, если бы крепления сидений не гнулись, если бы...

ВАЗ-11113 СеАЗ (Серпухов)


2002 г.

Стандартное оснащение - жесткие пластиковые подголовники на сидениях, ремни безопасности - статические лямки. Характер деформации кузова напомнил первый краш-тест, но возросшая скорость столкновения (64 км/ч вместо прежних 50) заметно усугубила тяжесть повреждений. «Запаска» вновь сыграла роковую роль, «выключив» из процесса энергопоглощения больше половины и без того коротенького передка. Поэтому основная тяжесть удара пришлась на силовую «клетку» салона - которая, увы, не выдержала нагрузки. Стойка лобового стекла, передняя панель и рулевая колонка сместились назад на 170 мм. Сломался и «просел» вниз порог, сильно сложилась крыша... И дверь, увы, почти не помогала кузову сопротивляться деформации.
- Развальцевалась передняя кромка, - печально констатировали представители Серпуховского автозавода. - Наружная панель отошла от основания, вот дверь и сложилась. Зато сварка у нас на заводе, похоже, неплохая.
Действительно, сварные швы удар выдержали - трещина образовалась лишь в зоне пола под ногами водителя. Но что от этого толку обитателям салона? Наверняка оба манекена «погибли». Если уж в Волге, в Иже и в «семерке» датчики регистрировали опасные перегрузки и усилия, то в маленькой Оке водителю и пассажиру точно не выжить...
Давайте посмотрим. На графике перегрузки головы манекена водителя - острый пик, достигающий 105 g. Ну все, готов... Однако медики вместе с экспертами EuroNCAP считают, что за время менее трех миллисекунд мозг не успевает получить повреждения. Так что короткий пик - не в счет. А интегральный критерий травмирования головы HIC получается относительно невысоким - 652 единицы, практически на границе «зеленой» зоны!
Ока продолжает удивлять. Нагрузка на шею - в пределах «зеленой» зоны. Усилия от ремней безопасности на грудь выше нормы, но не намного. Может быть, ногам гарантированы переломы? Ничего подобного! Правда, близкие к опасным нагрузки испытывала правая нога «водителя» - она ударилась о плохо прикрытую рулевую колонку и панель под ней с силой 780 кг, что уже близко к предельным 900 кг. Но и эта нагрузка не попадает в «красную» зону.
А что с «пассажиром»? Кроме заметной, но не очень опасной нагрузки на грудь от ремня - ничего! Манекен не только не коснулся головой передней панели, но и не испытал сколько-нибудь значимой перегрузки: критерий HIC составляет всего 173 единицы.
Невероятно, но факт: Ока стала третьим автомобилем после Святогора и вазовской «десятки», на котором ни один из датчиков манекенов Hybrid III не зафиксировал превышения заведомо опасных пороговых значений!
Несмотря на относительно невысокие перегрузки, защита головы водителя в лучшем случае может быть оценена как слабая - из-за отсутствия надувной подушки и из-за опасной близости баранки, которая сместилась на 170 мм назад и на 70 мм вверх. Лицо манекена водителя пересекает след от удара об обод руля (именно ему соответствует острый пик на графике замедления головы). «Шрам» проходит по левой «глазнице» - живому человеку травмы при таком контакте не избежать. Хорошо, что руль на Оке выполнен с соблюдением минимальных требований к пассивной безопасности - обод при ударе моментально начал гнуться, а на ступице все-таки есть травмобезопасная накладка. Правда, при ударе головой накладка слетела...
Грудь водителя в Оке защищена тоже недостаточно. Да, при ударе нагрузки от ремня лишь немного превышали безопасный уровень. Но был прямой контакт с баранкой - долой один балл. А потеря структурной целостности кузова вынуждает вновь снизить оценку. Ведь при более тяжелой аварии деформация непрочного кузова будет еще больше!
Ноги тоже защищены плохо, особенно правая. Смещенная на 215 мм педаль тормоза заставляет красить красным ступни водителя на цветной схеме степеней защиты. Да и жизненного пространства в районе ног осталось явно немного - велика деформация пола. Впрочем, к чести маленькой Оки можно отметить, что в Оде и в вазовской «семерке» жизненного пространства на уровне ступней осталось еще меньше.
Чуда не произошло - маленькая Ока с недостаточно прочным кузовом плохо защищает водителя от травм при столкновении на скорости 64 км/ч. Но, вопреки нашим мрачным прогнозам, выжить при подобной аварии наездник «бешеной табуретки» сможет! Правда, для этого необходимо, чтобы водитель и пассажир были туго пристегнуты статическими ремнями безопасности. И, повторим, «запаску» лучше переложить в багажник.

Автор сайта | История | Ссылки | Контакты | © 2006 X-CAR.NAROD.RU

Используются технологии uCoz